Academy

Популярные

Аналитика приложений5 мин. время чтения

Обновлено: 

Скрытая математика оттока: почему вы не можете вырасти выше $1 млн

Просто вдумайтесь: при месячном оттоке в 20% за год вы потеряете почти всех пользователей. Почему так происходит и на какие ещё бизнес-показатели влияет отток, вы узнаете из этой статьи.

Возможно, это один из лучших материалов про важность понимания оттока и mustread для всех, кто занимается подписочными приложениями. Первоначально текст вышел на Subscription Index, а мы перевели его для вас.

Автор статьи — Дэн Лэйфилд, эксперт по подписочным бизнес-моделям. Он возглавлял команду роста в Codecademy, где увеличил годовой регулярный доход (ARR) с $10 млн до $55 млн, после чего компания была продана за $525 млн.

Введение

Если есть одна вещь, которую я понял, работая с подписочными сервисами, то вот она. Ваш реальный уровень оттока хуже, чем вы думаете. И он вредит вам сильнее, чем кажется.

Отток — это как баланс на банковском счёте: смотреть на него неприятно, поэтому вы делаете это как можно реже. А цифра, о которой вы всем рассказываете, относится к удачному месяцу.

При этом отток напрямую определяет потолок вашей подписной базы. А это влияет на прибыльность, а значит — на стоимость всей компании. Почти никто не понимает всего влияния показателя оттока, и я объясню почему.

Что влияет на отток

Если вы хоть немного поработали в подписочном бизнесе, вы знаете — отток критически важен.

А вот от чего он зависит (примерно в порядке убывания влияния):

  • Насколько долго у пользователей сохраняется проблема, которую вы решаете?
    Это долгосрочная потребность или временная привычка?
  • Насколько сильный у вас product-market fit?
    То, зачем к вам приходят — насколько хорошо вы удовлетворяете эту потребность?
  • Насколько эффективно вы активируете пользователей?
    Какой процент пришедших пользователей действительно действительно чувствуют ценность вашего продукта и возвращаются к нему несколько раз? Сколько из них сразу же уходят?
  • Насколько хорошо у вас работает платёжная система?
    Вы действительно собираете все деньги?
  • Насколько хорошо вы умеете возвращать пользователей, которые собираются уйти — или уже ушли?

Большинство фаундеров знают свой показатель оттока, но лишь немногие понимают, насколько он ограничивает рост компании и как серьёзно бьёт по прибыли.

Давайте начнем с того, что большинство людей знают об оттоке.

Как считать и интерпретировать отток: базовый уровень

Одна из самых полезных формул в подписочном бизнесе выглядит так:

Среднее время удержания (в месяцах) = 1 / среднемесячный уровень оттока

То есть если вы теряете 20% пользователей в месяц, это значит, что в среднем пользователь остаётся с вами на 5 месяцев.

Давайте посмотрим, как это работает при разных уровнях оттока.

CleanShot 2025-03-07 at 12.22.23

Это интуитивно понятно: чем ниже отток, тем дольше люди остаются с вами.

Очевидно, что 20 месяцев удержания лучше, чем 4 месяца. Но пока всё это звучит немного абстрактно.

Связь оттока с LTV

Благодаря простой математике можно прикинуть LTV по той же формуле — просто подставив месячную цену в числитель.

Это выглядит следующим образом:

LTV = стоимость месячной подписки / среднемесячный уровень оттока

Если ваш продукт стоит $9,99 USD в месяц, и вы подставите это значение в формулу, то увидите следующее:

При оттоке 5% → LTV = $9.99 / 0.05 = $199.80
При оттоке 20% → LTV = $9.99 / 0.20 = $49.95
CleanShot 2025-03-07 at 13.42.24

Теперь становится понятнее: LTV резко растёт, как только вы снижаете отток.

Разница между оттоком в 30% и 20% — не 10%. Это 50%, что напрямую отражается на LTV.

Каждый раз, когда вы снижаете отток в два раза — вы по сути удваиваете бизнес. Сделать это нелегко, но математика очевидна.

Кроме того, высокий LTV даёт вам больше ресурсов на привлечение новых пользователей. А значит — можно заходить в новые каналы привлечения и увеличивать количество новых пользователей каждый месяц. Опять же, это не высшая математика — все довольно просто.

Продвинутый взгляд №1: отслеживание годового оттока

Когда я впервые увидел это — был в шоке. Мы часто забываем, что ежемесячные показатели оттока суммируются. Каждый месяц вы теряете еще один процент из той же когорты.

Если ваш месячный отток выше 20%, вы потеряете 100% пользователей из одной когорты за 12 месяцев.

Вот как это выглядит на практике (значения выше 90% выделены красным — для более драматичного эффекта):

CleanShot 2025-03-07 at 12.44.53

Да, это жёстко.

Нет нужды говорить, что очень трудно наращивать пользовательскую базу, если в течение 12 месяцев теряешь всех привлечённых пользователей.

Это подводит нас к следующему пункту.

Продвинутый взгляд №2: связь оттока с потолком роста

Чёткую формулировку этой идеи я впервые увидел в посте Брайана Старка в LinkedIn. Очевидно, что уровень оттока определяет, сколько пользователей вы удерживаете. Но он также ограничивает общее количество пользователей, которое вы вообще можете получить.

Если вы разделите количество новых пользователей в месяц на средний месячный отток, то получите свой потолок роста. Итак:

Максимальное количество подписчиков = Ежемесячное количество новых пользователей / Среднемесячный показатель оттока
CleanShot 2025-03-07 at 12.59.47

Если вы посмотрите на этот показатель для разных уровней оттока, то поймёте суть. Математика есть математика: компания с оттоком в 5% может быть на 400% больше, чем компания с оттоком в 20%.

CleanShot 2025-07-03 at 14.01.25

Есть ещё один, менее очевидный, но очень важный момент — влияние оттока на оценку вашей компании.

Компания с оттоком в 5% всё ещё растёт на 24-м месяце, в то время как рост компании с оттоком в 20% начинает замедляться примерно на 11-м месяце.

Замедление роста — это плохо по нескольким причинам, но главная из них в том, что стагнация влияет на рыночную оценку компании.

Если вы не можете пробить потолок роста, то не получите высокие мультипликаторы роста при оценке вашей компании от венчурных фондов или компаний-покупателей.

У компании с уровнем оттока 5% есть гораздо больше времени, чтобы разобраться с этим.

Продвинутый взгляд №3: влияние оттока на прибыль

Когда я начинал работать в мире стартапов с венчурным финансированием, о прибыли не говорили. Мы поднимали раунды и тратили деньги на бесплатные обеды, крутой офис и тапочки с индивидуальной вышивкой для всей команды.

Хорошие были времена. Увы, они прошли.

Теперь от вас ожидают, что бизнес будет зарабатывать. И настоящая ценность всего этого становится очевидной, когда вы начинаете считать прибыль с одного пользователя — и как она влияет на общую рентабельность.

Допустим, продукт стоит $9.99 в месяц, а стоимость привлечения одного пользователя — $30. И тут именно уровень оттока определяет, будете ли вы в минусе, едва сводить концы с концами или реально зарабатывать.

CleanShot 2025-03-07 at 13.13.28

Что же делать с этой информацией?

Очевидно, основная задача — работать над снижением оттока. Вот более конкретные рекомендации:

1. Прямо сейчас рассчитайте свой потолок роста. Возьмите среднее количество новых пользователей в месяц и разделите на ваш месячный отток. Это и есть ваш реальный предел. Если ничего не измените — дальше не вырастете.

2. В первую очередь сфокусируйтесь на удержании. Снизив отток вдвое, вы одновременно удваиваете потолок роста и удваиваете LTV. Это зачастую проще (и дешевле), чем в два раза увеличить привлечение.

3. Ставьте реалистичные цели по росту. Хотите выйти на 10 000 пользователей при оттоке в 10%? Значит, вам нужно привлекать 1 000 новых пользователей каждый месяц — просто чтобы оставаться на этом уровне.

Хорошие новости в том, что если вы заранее узнаете об этих ограничениях, сможете устранить их до того, как они станут серьёзной проблемой.


Над статьёй работали

Перевела: Ирина Никифорова
Отредактировала: Валерия Макарова




По теме

Обложка статьи5 мин. время чтения

Скрытая математика оттока: почему вы не можете вырасти выше $1 млн

Просто вдумайтесь: при месячном оттоке в 20% за год вы потеряете почти всех пользователей. Почему так происходит и на какие ещё бизнес-показатели в...Изображение автора
Валерия МакароваContent Marketing Manager, Appbooster
arrowАвторы
Олег Семёнов
Олег Семёнов

Marketing Lead, Appbooster

Валерия Макарова
Валерия Макарова

Content Marketing Manager, Appbooster

Анастасия Печкина
Анастасия Печкина

Content Marketing Manager, Appbooster